- Петербургский кирпичный стиль (часть вторая)
- [i] Липатов Алексей Анатольевич. Византийские традиции в строительном производстве Древней Руси: строительные растворы, стены, фундаменты : строительные растворы, стены, фундаменты : Дис. . канд. ист. наук : 07.00.06 СПб., 2006 304 с. РГБ ОД, 61:06-7/542
- Кирпич плинфа
- История кирпича и развитие его производства
Петербургский кирпичный стиль (часть вторая)
У кирпича богатая и давняя история. Слово кирпич тюркского происхождения.Изначально он имел иные размеры, не такие, как сейчас по ГОСТу. И даже был разным. Сначала кирпич был плинфой. ( от греч . πλίνθος — кирпич ) Плинфа была шир окой и и плоской, это была прабабушка нынешнего кирпича, из плинфы строили в Византии и на Руси в домонгольский период. Её толщина в основном от 2 , 5 до 4 , 5 см , длина . и шир ина также не оставались постоянными , эволюционируя в сторону уменьшения размера , что хорошо видно при сравнении плинфы киевского Софийского собора ( 40 – е гг . 11 в .) — 37 × 27 × 3 , 5 см и новгородской ц еркви Спаса – Нередицы ( 1198 ) — 26 × 17 × 4 , 5 см .
Привычный нам кирпич появился в Англии в 16 веке. Его размеры удобны для среднестатического человека, это можно понять, когда берешь кирпич в руку. Берешь в руку – маешь вещь ! Его вес и размер дают возможность держать его одной рукой. Лучший друг кирпича – цемент. В Древней Руси использовался известково-цемяночный раствор. Знакомые со строительной археологией подтвердят, что кладку на цемяночном растворе разбить очень сложно. В Киевской Руси была так называемая смешанная техника кладки – «opus mixtum» – стены воздвигали из плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, а розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича.
Теперь раствор между кирпичами занимает примерно 1 см по высоте, швы углублены , а кладка делается с перевязкой швов для прочности, чему способствуют гостовские кратные размеры кирпича: 250 на 120 на 65. Два кирпича поперек равны кирпичу вдоль.
Перевязка делается через некоторое количество рядов, иногда через 4, иногда через 5.
Сама кирпичная стена, когда она идеально выложена, уже красива. Мастерство каменщика, однако, предполагало раньше умение выкладывать по кружалам арки, своды, а на фасадах создавать декоративные пояса и пилястры. В Петербург каменщиков традиционно поставляла Ярославская область.
Тот, кто имел дело с кирпичной кладкой, знает, кирпич можно выдвинуть из стены на четверть его длины, без риска опрокинуть ряд. Потом еще на четверть. Таким образом, получается рельеф в кладке.
Было популярным украшать фасад вензелями владельцев. Обратите внимание, как красиво заплетены кирпичи на арках.
Можно поставить его на попа и вы получите вертикальный поясок. Но у зодчих дореволюционного периода были еще и другие возможности: существовало много видов лекального кирпича, который делался на кирпичных заводах, а их было немало, что теперь можно увидеть по сохранившимся клеймам на кирпичах. традиция уже ушедшая. Лекальный кирпич значительно обогащает пластику фасада, что можно заметить на многих петербургских зданиях Ближе к модерну появился лекальный кирпич с закругленными краями, что соответствовало концепции стиля, в которой был приоритет бионических плавных линий.
Кладка часто ведется в два цвета, что усиливает рельеф стены.
Кладка обогащалась декоративными вставками.
Каменноостровский проспект, угол Большой Монетной.
В советское время из кирпича строили достаточно много, несмотря на обилие панелестроения. Да, каменщики не всюду были опытны, для выполнения более сложных работ с архитектора требовали нарисовать “порядовку” – планы стен в сложных местах, например там, где примыкает эркер, с подробной раскладкой кирпичей по двум рядам с перевязкой.
Теперь строительство из кирпича в больших масштабах совсем сократилось. Если так пойдет дело, слово “кирпич” будет вспоминаться только на непроезжих улицах.
Между тем в Петербурге есть на чем поучиться, посмотрим лучшие образцы “кирпичного ” стиля по городу.
Напротив Малой Голландии – тоже образца “кирпичного “стиля, стоит на канале дом Кранкенгагена постройки архитектора А.А. Бруни, 1900 год. Его фасад украшен эркером, а крыша рядом слуховых окон с треугольными фронтончиками. Кладка стены вызывает уважение. Фасад по питерски элегантен,изящны слегка округлые обрамления окон, слабый рельеф стены, не вступающий в спор с главной доминантой фасада – богато декорированным эркером. В солнечный день ( коих мало в Питере) можно дополнительно отметить роль теней в архитектуре: они выгодно подчеркивают пластику фасада.
Влияние модерна ощущается в этом доме по улице Егорова, 26. Он построен в 1903-1905 годы архитектором Робертом Марфельдом для Попечительства императорского человеколюбивого общества ( вот название ! ). Большие витражи, полуциркульное окно, плавные линии окон. А работа каменщиков вызывает восторг. Она виртуозна, тяжело заметить возможные ошибки в кривизне арок или их неодинаковость, все практически идеально выложено. Стоит отметить еще то, что толстая кирпичная стена дореволюционной кладки до метра позволяла разогнаться до многих слоев рельефа. Здесь можно насчитать порядка 9 уступов от заглубления между окнами до окантовки окна на центральной выступающей части, что означало, что у каменщиков было хорошо развито пространственное воображение. В общем, если вдуматься, то это высший пилотаж.
Большой проспект В.С. 1902-1905 годы, архитектор М.Ф. Еремеев.
Васильевский остров, 2я линия, 23, дом купца П.Я Бекеля, архитектор Пуншель.Ф.К. 1882 год. Дом, к сожалению, был нелепо достроен до 5 этажей в 1930 году и потерял силуэт кровли.
Облицовочный кирпич был изготовлен на заводе Гофмана в Зигерсдорфе (Силезия), а железные ворота и лестничные перила – на петербургском предприятии К. Винклера.
Зоологический переулок. Доходный дом В.А. Шретера, 1881-82. К счастью, остался несмотря на невысокость недостроенным. Надстроенные этажи, что часто происходило в советское время с дореволюционными домами, портили первоначальный вид здания.
Васильевский остров,2 линия, 9. Архитекторы В.А.Шретер и И.С. Китнер, 1873-74 гг, дом В.Ф. Штрауса.
В решении фасада использованы романско-готические мотивы. Дом облицован желтым и красным кирпичом, который был заказан на заводе Дитмера в Реннберге.
При строительстве здания впервые в Петербурге был применён кирпич уменьшенного размера, специально изготовленный на заводе «Товарищества обработки строительных материалов
Над окнами второго этажа помещены лепные изображения грифонов.
На фасаде сохранились керамические барельефы и накладные металлические вензеля, образованные латинскими литерами W и S – инициалами домовладельца, коммерсанта В. Ф. Штрауса.
Улица Большая Пушкарская, угол с Гулярной, Здание построено на участке, который в конце XIX – начале XX вв. принадлежал жене доктора медицины Ю.К. Добберт. Рижский арх. А..Я. Рейнберг выстроил доходный дом в кирпичном стиле с элементами ганзейской готики.
Напротив него стоит бывшее здание картонажной фабрики “Отто Кирхнер”, архитектор Андреев построил угловой корпус в стиле модерн в 1914 году.
Троицкий проспект, 6. Здание мастерских Н.Е. Фрейберга . 1898 г. – арх. А. И. Рейнбольдт
Разумеется. это далеко не все петербургские здания в “кирпичном” стиле. Закончить я хочу забавным примером.
Это здание находится в поселке Понтонный, ближайшей окраине Питера, доехать я не собралась, фото с сайта etovidel.
Здание прославилось как “самая странная церковь”. Однако строилось оно в конце 80х как музей фанерной фабрики пос. Понтонный.
Проектировал его архитектор Шмелев, вошедший в историю архитектуры как теоретик и апологет золотого сечения, издавший книгу, в которой интегральные уравнения отпугнут 90 процентов решивших разобраться с тайнами гармонии золотого сечения.
В то время, когда здание было уже практически построено, мой муж, вчерашний студент, познакомился в своем проектном институте с Шмелевым, тогда уже седовласым мэтром, и тот пригласил приехать в мастерскую, которая была там же в поселке Понтонный. Видимо, ему польстило внимание к его трудам со стороны молодого архитектора. Книга тогда была еще не издана, но свои воззрения Шмелев рассказал в более понятной форме, показывая макеты своих будущих построек. Не все было воплощено.
Этот музей, теперь церковь какой-то христианской секты, напомнил своим образом построенный где-то за границей памятник, кажется рыбакам. Он промелькнул в архитектурной прессе и там был понятен месседж : три срезанных и поставленных на попа лодки. Здесь же он теперь выглядит странным.
Но причем тут “кирпичный” стиль ?
Дело в том, что вопреки советскому ГОСТу архитектор добился, чтобы для этого здания был специально изготовлен кирпич со сторонами, соотносящимися в пропорции золотого сечения. Как ему удалось убедить строителей, осталось неизвестным. И этот кирпич оказался похожим на плинфу, более низким и длинным. Так что старые мастера знали секрет мировой гармонии !

Сергей Алданов – дневник.
Слова, слова, слова.
Об истории строительных растворов и бетона. Часть 2. Средние века.
Византийская кладка :– ряды кирпича-плинфы и толстый слой раствора между ними
О вкладе Византии в технологию строительных растворов пишет в своей диссертации А. Липатов [i] . Он сообщает, что со временем в Византии росла толщина растворных швов в кирпичных строениях – от 10-15 к 60-70 и даже 120-150 мм, что связано с введением в раствор кирпичной или керамической крошки (цемянки), кирпичного боя, дробленого щебня и гальки, причем керамическая крошка с успехом заменяет недоступный поццолан. В результате реакции гашеной извести с керамикой получалось нечто вроде армированного бетона. Да и сами кирпичи в такой кладке играют, фактически, роль арматуры. Византийский кирпич отличается по своему виду – это тонкая, около 5 см, широкая пластина – плинфа. Таким образом, раствор составлял основной массив стены, в котором плинфы задавали структуру. Кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской .
Липатов пишет: «… как показывает изучение византийских построек, в том числе и Св. Софии Константинопольской, в кладке стен и арочных конструкций зданий используются необычно толстые растворные швы (сопоставимые с толщиной кирпича и превосходящие ее). В этом случае раствор является главной составляющей массива кладки, в которой кирпичи играют роль элементов армирования. В рамках современной терминологии раствор может быть классифицирован как цемент, благодаря значительному размеру кирпичного наполнителя [Livingston 1993: 859-860, Livingston, Stutzman, Mark, Erdik 1992: 731-732]. Важнейшим достижением византийцев также следует считать использование технологии «горячей» извести, позволяющей использовать в качестве наполнителя глину, термически активизируемую при совместном гашении извести и наполнителя. Прочность раствора, изготовленного по такой технологии признана высокой. Такая технология квазицемента получает широкое развитие в Византийской империи [MacDonald 1992:12-13]. Полученные данные позволяют нам сделать основной акцент в изучении строительного производства Византии на строительных растворах и поставить их во главу угла нашего исследования: византийские постройки со средневизантийского времени и особенно поздневизантийский период демонстрируют качества, присущие бетонным монолитным конструкциям. Византийские растворы, созданные на основе извести и кирпичного наполнителя различного размера, безусловно, не являются полными аналогами современных бетонов, однако могут рассматриваться как квазибетон в византийской архитектуре».
Византия передала свое мастерство принявшим православие соседям: Сербии, Болгарии, Румынии.
Русь после принятия христианства получила возможность причаститься не только к вере, но и к целому ряду инноваций Византии. Так, строительство Десятинной церкви в Киеве проходило с участием византийских мастеров, что доказывают не только приемы кладки, применение характерного плоского кирпича – плинф, характер интерьера, но и использование толстых швов и даже технологии горячего раствора, что можно выявить на археологических останках церкви.
Рис. 7 Десятинная церковь была с ооружена древнерусскими и византийскими мастерами в 979-996 годах в период князя Владимира Святого, на её сооружение и содержание выделялась десятая часть княжих доходов – десятина, отсюда и название храма. (Реконструкция изображает, между прочим, и византийскую полосатую кладку ) Церковь была разрушена во время татаро-монгольского нашествия.
Цемянковые растворы (растворы на основе керамической крошки или специально обожженной глины) перенимаются в других местах, хотя, возможно, поначалу работали византийские мастера (рис 8, 9). Но происходят и изменения в составе растворов. К примеру в Новгороде в церкви Благовещения на Городище (1108) в известковый раствор добавляется бой плинфы и специально обожженная глина, в Николо-Дворищенском соборе (1113), Рождественском соборе Антониева монастыря (1116), Георгиевском соборе (1119) Юрьева монастыря — только бой плинфы и мелко истолченный известняк, в двух последних памятниках применялся ожелезненный известняк [ii] . Авторы этой работы о растворе трех новгородских памятников конца 12 века также пишут, что после возобновления строительства в Новгороде в конце 60-х годов XII века, в новгородских строительных растворах наблюдаются изменения, заключающиеся во введении в строительный раствор в качестве наполнителя глины наряду с боем плинфы и известняком. Глинистые растворы извести, что характерно, способны схватываться, как и так негашеная известь, приготовленная из серых известняков с примесями глины. А. Липатов пишет: « Не вполне понятно, каким образом
строители подошли к использованию данного типа раствора: путем наблюдений,
усовершенствования технологии или позаимствовали его у византийских
строителей. Но нет сомнений в том, что известково-цемяночно-карбонатный тип
растворов преобладает в строительстве второй половины XI – XII вв. на территории
древнерусского государства » .
В общем-то, до открытия цемента оставалась пара шагов: если иметь печи, дающие более высокие температуры, то можно было б дойти и до открытия цемента, который получается, как говорилось выше, совместным обжигом известняка и глины при 1450 о С. Но такая высокотемпературная печь сама была технической проблемой, когда она появилась, то стало возможным делать сталь, и фарфор.
Рис. 8. К ладк а Спасского собора в Чернигове , XI век. Хорошо видно, как мало тут плинфы и как много раствора. Слабый раствор за прошедшее тысячелетие разрушился бы. Этот и множество других любопытных образцов кладки древнего Спасского собора можно посмотреть здесь
Рис. 9. Комбинированная кладка Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Витебск, XI или XII вв, фото Виктора Атапина.
Упомянутое исключение по своим строительным растворам составляют памятники Галицкого, Смоленского и Владимирского княжеств. Например, в Успенском соборе Владимира, построенном в середине 12 века по повелению князя Андрея Боголюбского, было отмечено применение гипсового раствора. Предполагается, что собор строили западные мастера, об этом писал Татищев [iii] : «По снисканию бо его (Андрея Боголю бского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель», «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был. Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был как ниже явится» 4 . С.В. Заграевский [iv] пишет, однако, что работа мастеров не касалась самого строительства: « Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе з -щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии» .
В этом случае применение гипсового раствора было, вероятно, не связано с мастерами, но с распространением конкурентной технологии.
Средневековая Западная Европа.
В Западной Европе прежние секреты растворов, а тем более «протобетона» были утрачены. Вместо двух активных компонент – гашеной извести и силиката-порошка (поццолана) стали использовать композиции с гашеной известью и речным песком. Хотя песок тоже содержит окись кремния, но в заметно менее активной форме. Потому у такого раствора нет так называемых гидравлических свойств, то есть способности быстро схватываться с поглощением воды. Как строители огромных кафедралов справлялись с проблемой прочности? Стены строили медленно, давая построенному участку постоять, иногда и несколько лет [v] , с арок и мостов долго не снимали раму-опалубку. За это время песок частично реагировал с гашеной известью, но преимущественно происходила обратная реакция – из гашеной извести и углекислого газа из воздуха образовывался карбонат, кристаллы которого хорошо видны на многих микрофотографиях срезов. Когда швы после этого затвердевали, можно было продолжать строительство. Конечно, всех проблем это не решало. Для укрепления стен использовали различные опоры (рис. 10), ставшие архитектурными украшениями соборов. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца.
В некоторых случаях, например в кафедралах 13 века в Шартре, Суассоне, Бурже, Париже, Лаоне и более раннем кафедрале в Клуни использовались гипсовые растворы [vi] . Гипс, как известно, обладает гидравлическими свойствами, хотя и не очень прочен.
Рис. 10. Собор Нотр Дам де Пари, «летящие» опоры.
Рис. 11. Пизанская башня несет в себе строительную тайну. Она не только падает, но не упадет, но еще и сложена на основе очень неплохого строительного раствора. Он вернулся будто из античности.
Но из этой картины есть исключения (рис. 11). Строители пизанской «падающей башни» [vii] , которая строилась в два этапа, в 1173-1178 и 1272-1278 гг., использовали раствор, который не только включал известь из очень качественного известняка, и песок из реки Арно, но и «диатомовую землю», очень мелкий порошок, который состоит преимущественно из силиката кремния, являющегося останками диатомовых водорослей. Это заметно более активный компонент, чем песок, такой раствор способен схватываться. И потому растворы Пизанской башни (рис. 9) обладают большой прочностью, чем растворы многих других современных ей зданий. Рассчитано, что для семи этажей башни (не считая ее макушки, достроенной только в 1365 году) , потребовалось примерно 1400 тонн гашеной извести с 60% содержанием воды, 1350 тонн песка и 400 тонн диатомита .
И несколько слов о применениях органических добавок, вроде яичного белка, молока и прочего. Легенд об этом много. Китайцы в самом деле добавляли в растворы отвар риса: «Аналитические исследования показывают, что раствор, использованный в древних каменных кладках, представляет собой специфический органо-неорганический композиционный материал … Амилопектин в строительном растворе выступает также в качестве ингибитора роста кристаллов карбоната кальция, в результате чего формируется компактная микроструктура затвердевшего раствора, что является причиной его хорошей работы в составе каменной кладки » [viii] . Как мы видим, опять же речь идет о бедном строительном растворе и методе карбонизации извести.
Наоборот, опровергнут миф, что при строительстве Карлова моста в Праге использовались яйца, как добавки в раствор [ix] , это показал химический анализ.
Да и на Руси добавки такого рода относились к штукатурке для росписи, которая с такими добавками становится прочней и устойчивей к осыпанию.
Кратко суммируя, после удивительного рывка, который был достигнут древнегреческим изобретением «протоцемента» в 7 в. до нэ, его широкую адаптацию провели древние римляне, пришедшими к применению бетона даже в строительных работах на море. Традиция прочных растворов отчасти сохранялась в Византии, строители которой модифицировали строительные растворы с целью заменить важный активный компонент, и применяли технологию, которая позволяла получать прочную кладку. Этот метод был перенят на Руси, хотя меньшее применение каменного и кирпичного строительства, наступившее после татаро-монгольского завоевания, сужало, вероятно, базу для развития технологии. Наоборот, в Западной Европе, утратившей секреты прочных строительных растворов, использовали менее прочные растворы, но компенсировали это более изощренной архитектурой, и в некоторых случаях переоткрыли старые рецепты, как это видно на примере Пизанской башни.
[i] Липатов Алексей Анатольевич. Византийские традиции в строительном производстве Древней Руси: строительные растворы, стены, фундаменты : строительные растворы, стены, фундаменты : Дис. . канд. ист. наук : 07.00.06 СПб., 2006 304 с. РГБ ОД, 61:06-7/542
[ii] Медникова Е.Ю., Липатов А.А., Куликов В.Е. О строительных растворах трех новгородских памятников конца XII века: Новые методы и результаты “РЕЛИКВИЯ” №2/06/04
[iii] В.Н.Татищев. История Российская. М., 2005. Т. 2, с. 687.
[iv] Заграевский С.В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. В кн.: Памяти Андрея Боголюбского. Сб. статей. Москва – Владимир, 2009. С. 95–114.
[v] R obert A. Scott. The Gothic Enterprise: A Guide to Understanding the Medieval Cathedral University of California Press 2003
[vi] Adams J., W. Kneller and D. Dollimore Thermal analysis (TA) of lime- and gypsum-based medieval mortars Thermochimica Acta , V . 211, 1992, P . 93-106
[vii] FRANZINI M . , LEONI L . , LEZZERINI М . and SARTORI F. The mortar of the “Leaning Tower” of Pisa European Journal of Mineralogy , November, December 2000, v. 12, no. 6, p. 1151-1163,
[viii] Fuwei Yang, Bingjian Zhang, Qinglin Ma. Study of Sticky Rice-Lime Mortar Technology for the Restoration of Historical Masonry Construction . Accounts of Chemical Research , 2010

Кирпич плинфа
1. Вавилонская башня была построена из кирпича
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» (Бытие, гл. 11-3). Так повествует Ветхий Завет легенду о начале строительства Вавилонской башни. Вавилоняне и египтяне изготавливали и использовали кирпичи для строительства еще задолго до начала нашей эры.
Впрочем, строили легендарную башню, скорее всего, из кирпича-сырца (необожженного – глина с добавлением резаной соломы), популярнейшего строительного материала древности. Из него возводили дома еще в Древнем Египте, Междуречье и Древнем Риме. За три тысячелетия до нашей эры египтяне уже умели обжигать кирпич, а шумеры нет, и потому использовали необожженный. Ширина кирпичной стены шумерского города Ур была 27 метров! Чего не скажешь о домах простых шумеров: необожженный кирпич любили воры, потому что стены жилищ легко и быстро разбирались.
2. Большая часть кирпича в мире производится вручную
До сего времени большая часть кирпича в мире производится вручную. В основном его изготавливают в развивающихся странах. Большинство же европейских производителей под брендом «ручная формовка» выпускают кирпич, изготовленный с помощью механизмов, имитирующих ручной труд.
В старину одному формовщику с подмастерьями было под силу изготовить за сутки кирпича около 5 тысяч штук! Замечено, что найти два абсолютно одинаковых экземпляра ручного производства невозможно.
3. Современный кирпич появился в Англии
Привычный всем кирпич современной формы, удобный для стройки, транспортировки и складирования, появился в XVI веке в Англии. Такая форма была создана, чтобы он удобно ложился в руку каменщика. Скорость строительства каменных домов сразу возросла.
Раньше же, на протяжении десятков веков, форма кирпича, как сырого, так и обожженного, могла быть самой разнообразной. Например, в Древнем Риме он мог быть и квадратным, и треугольным, и даже круглым. Из них строители возводили более прочную и фигурную кладку.
Слово «кирпич» заимствовано из тюркских языков. Раньше еще использовалось наименование «плинфа» (от греч. plinthos – кирпич). Например, при посещении Иваном Грозным недостроенного Софийского собора в Вологде на него упала плинфа: «Как из своду туповатова упадала плинфа красная».
Плинфа – тонкая и широкая глиняная пластина, толщиной примерно 2,5 см. Изготавливалась она в специальных деревянных формах. Плинфа сушилась две недели, а затем обжигалась в печи. На многих плитках находят клейма, которые считаются отличительными знаками изготовителя. Наиболее распространенная форма древнейшего кирпича – квадрат со сторонами 30-60 см и толщиной всего 3-9 см. Подобные камни применялись в Древней Греции и Византии. Форма и размеры плинфы объясняются простотой формования, сушки и обжига «тонких» кирпичей.
Плинфа в России использовалась вплоть до XV в. На смену ей пришел тот самый «аристотелев кирпич», получивший распространение сначала в Англии. Он близок по размерам к современному, что с 1927 года составляет 250 х 120 х 65 мм. Каждая грань кирпича имеет свое название: самая большая, на которую обычно кладут кирпич, называется «постель», длинная боковая – «ложок», а малая – «тычок».
4. Для строительства Московского Кремля потребовалось двести миллионов кирпичей
В Древней Руси кирпич появился только в X веке. Первой русской постройкой из этого материала была Десятинная церковь в Киеве.
Ярким примером использования кирпичного строительства на Руси времен Иоанна III стало возведение стены и храма Московского Кремля, которым заведовали итальянские мастера: «… и кирпичную печь устроили за Андрониковым монастырем, в Калитникове, в чем ожигать кирпич и как делать, нашего Русского кирпича уже да продолговатее и тверже, когда его нужно ломать, то водой размачивают. Известь же густо мотыками повелели мешать, как на утро засохнет, то и ножом невозможно расколупить».
Основной элемент, из которого возводились стены и башни Московского Кремля, – так называемый двуручный кирпич размерами до 31х15х9 см и весом до 8 кг. Пробовали ученые и подсчитать, сколько штук кирпичей ушло на постройку. Современные методы дают цифру порядка двухсот миллионов!
5. Петр I внес свой вклад в «кирпичное дело»
Он требовал строго следить за качеством кирпича. А как это сделать? Проще простого! Кирпичи привозили на стройку и сбрасывали с телеги. Разбилось больше трех штук? – Партия никуда не годится! Метод древний и верный. Знаете, что такое «подпятный» кирпич? Это кирпич Древней Руси – глину для него месили ногами (пятками), добавляли для прочности яичный желток, сушили на солнце (кирпичи делали только летом и на весь год), а потом… бросали вниз с десятиметровой башни. Вот уж где борьба за качество!
А еще Петр повелел каждому, кто приезжал в Петербург, привозить с собой кирпич. Такая была плата за въезд. Кирпичный налог взимался в переулке рядом с пристанью на реке Мойке – туда приходили баржи с кирпичом. Переулок так и назвали — Кирпичный.
Одним из первых кирпичных зданий в Санкт-Петербурге стал дом адмиралтейского советника Кикина. Кикины палаты построены в 1707 году.
Первые кирпичи в Санкт-Петербург ввозились сухопутным путем в виде обязательного налога – по одному кирпичу на подводу, а морским путем – контрабандой, якобы в виде балласта на торговых судах.
На карте Санкт-Петербурга 1733 года уже указывались кирпичные заводы. Обязательное клеймение кирпичей преследовало цель борьбы с бракоделами. Попытки стандартизации размеров до близких к современному относятся к середине 19 века. Регистрация заводов и разрешение на право производства кирпича входило в компетенцию министерства внутренних дел полицейского управления по Санкт-Петербургу.
Основой кирпичного завода в Колпино Победа послужили выстроенные в начале 19 века кирпичные заводы династии купцов Захаровых – крупнейших производителей кирпича по северо-западу России.
6. Всемирный музей кирпичей
Кирпич – не только стройматериал, но и предмет коллекционирования, и музейный экспонат. Всемирный музей кирпичей (Майзуру, Япония) – один из наиболее знаменитых в мире. Каждый кирпич, представленный в нем, некогда был частью того или иного всемирно известного сооружения.
Но самый удивительный кирпич можно увидеть не там. Что вы скажете о древнем кирпиче из Дельф, которому. 2500 лет! А вот еще кирпичи: на одном вытеснен якорь, на другом – ключик, на третьем – орел. Почему? Первый сделан на заводе Адмиралтейства, второй – на заводе Казначейства, а третий на одном из казенных заводов (двуглавый орел – наш герб). А вот этот – с подковкой: на счастье. Как тут не вспомнить кирпич из раскопок сооружений времен китайской династии Восточная Хань (25-220 годы н. э.), на котором было написано: «Покупайте мои кирпичи! Они принесут счастье и стоят совсем недорого!»
7. Из кирпичей могут быть сложены даже часы!
Причем самые роковые, отсчитывающие время до апокалипсиса. Они представляют собой здание в местечке Миздакхан близ Нукуса (Узбекистан). На них нет ни циферблата, ни стрелок.
Но с течением времени здание стареет, и каждый год из его усыхающей кладки вываливается один кирпич. Легенда гласит: когда кладки не станет, прекратится и жизнь на Земле.
8. Кирпич – дорожный знак
Два самых знаменитых у нас «кирпича» к собственно кирпичу имеют косвенное отношение. Первый – дорожный знак “Стоп!”.
Согласно шоферской легенде, выдумал его безвестный жилец, которого “достал один автолюбитель, разъезжавший мимо его дома по вечерам на своей колымаге с раздолбанным грохочущим двигателем“. Не раз, высовываясь в окно, жилец кричал: «Еще раз проедешь – кирпичом угощу!» Говорят, таки привел угрозу в исполнение. Однако белый «кирпич» на красном фоне – знак международный…
9. «Кирпич» из фильма
А второй «Кирпич» – вор-карманник Костя Сапрыкин из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Тот, кто лишь смотрел его и не читал роман братьев Вайнеров «Эра милосердия», по которому снят телефильм, даже не догадывается, за что Сапрыкин получил кличку, больше подходящую рослому громиле. Согласно роману – за необычную форму черепа.
10. Автомобиль из кирпича
Куда могут завести мечты, наглядно показывает пример китайского художника Дай Гэня. Вначале он построил кирпичный блок – дело нехитрое. А потом больше года высекал из него… точную копию BMW Z4!
Только стекла как стекла, все остальное – кирпич. Даже дверные петли, на которых проворачиваются, открываясь и закрываясь, двери «авто».
11. Поезд из кирпича
В английском Дарлингтоне, где, как известно, проложили первую в мире железнодорожную колею, в 1997 году торжественно открыли памятник первому поезду… из кирпича. Целиком.
Построили его за 21 неделю бригадой из 34 человек, израсходовав 185 тысяч кирпичей. Сооружение весит 15 тысяч тонн, оно полое внутри и имеет 20 специальных лазов – для проживания в них летучих мышей.
12. Гиперионский кирпич
Челябинские синоптики такие суровые, что предсказывают погоду по особому Гиперионскому кирпичу. Подвешен он на веревке на стене дома, стоящего на перекрестке улиц Энтузиастов и Сони Кривой. Пользоваться Гиперионским кирпичом, благодаря прикрепленной тут же инструкцией, может и не челябинец, и даже не синоптик.
Кстати, такой кирпич висит и в Иркутске на улице Сеченова.
13. Золотая пагода из кирпича
Пагода из золотых и серебряных кирпичей высотой 16 метров была построена в Бирме в 1091 году. В 1905 году она была разрушена и кирпичи унесены.
На ее месте построили точно такую же пагоду, но уже из обычных кирпичей. Чтобы избежать грабежа, пагоду покрыли позолотой.
14. «Кирпичный» рекламный ход
Как-ток миллионеру Барнуму пришел энергичный на вид мужчина и попросил денег. Тот в ответ предложил поработать за полтора доллара в день, вручил пять кирпичей и дал следующую странную инструкцию:
Один кирпич следовало положить на тротуар, где пересекается Бродвей и Энн-стрит, второй – возле музея Барнума, третий – наискосок от музея на углу Бродвея и Виси-стрит рядом с Эстер-Хаус, четвертый – перед собором Святого Павла, а с пятым в руках надо было быстрым шагом ходить от одного кирпича к другому. Один класть, другой брать. Каждый же раз, когда пробивают часы на соборе Святого Павла, следовало идти в музей, предъявить билет и обходить зал за залом. После это манипуляции с кирпичами надлежало повторить.
Работник начал свой обход, и уже через полчаса человек пятьсот глазело на его загадочные передвижения.
«Чем он занят? Откуда кирпичи? Почему он бегает по кругу?» – сыпались со всех сторон, но тот хранил молчание. К концу первого часа все тротуары оказались запружены толпой любопытных. А работник, завершив обход, направился в музей. Там он посвятил четверть часа осмотру всех залов и вернулся к своим кирпичам. И каждый раз, когда он входил в музей, куча зевак покупала билеты и следовала за ним в надежде разгадать смысл его действий. День ото дня число любопытных росло, пока в дело не вмешалась полиция, обеспокоенная чрезмерным столпотворением. «Кирпичник» был отозван, но послужил отличной рекламой музею. Именно после этой истории, как утверждал Барнум, Бродвей стал самой оживленной улицей Нью-Йорка.
15. Самое высокое кирпичное здание
Знаменитый небоскреб Крайслер Билдинг, утративший титул самого высокого здания еще в 1931 году, на сегодняшний день считается самым высоким зданием в мире, построенным из кирпича. Небоскреб имеет стальной каркас, однако его несущие стены – кирпичные.
Известно, что при строительстве Крайслер Билдинг рабочими было заложено в общей сложности 3826000 кирпичей.
Кирпич используется и в отделке фасада здания – он выложен белым кирпичом, а узоры на нем кирпичом серого и черного цвета. Высота небоскреба составляет 319 метров.
Кстати, в строительстве знаменитого небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг, который значительно превзошел Крайслер Билдинг по высоте, также применяли кирпич, однако, роль несущей конструкции в этом здании выполняет металлокаркас.
16. Американец переслал по почте 80 000 кирпичей для строительства
По почте можно отправить почти все что угодно, если достаточно хорошо замаскировать посылку. Можно переслать даже наркотики, животных и другие не совсем законные вещи, но очень сложно отправить по почте целое здание банка.
Конечно, банк пришлось собирать, когда он прибыл на место назначения, но тем не менее все 80 тысяч кирпичей были упакованы в виде посылок и отправлены почтой в штат Юта.
Почтовая служба США открыла сервис посылок в 1913 году, а один деловой человек из штата Юта решил, что построит банк. После изучения цен различных компаний по перевозкам он понял, что отправить все кирпичи почтой будет в четыре раза дешевле, чем воспользоваться услугами транспортной компании. Кирпичи были тщательно упакованы в ящики, каждый из которых весил не менее 20 кг.
“Правила строительства”, №45/1, июль 2014
Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.

Можно сказать, что открытие кирпича произошло случайно. Древние зодчие строили дома из соломы, обмазанной глиной. Высохшая глина и явилась предтечей кирпича, на свойства которого люди обратили внимание еще в незапамятные времена.
Кирпич – камни вечности
Главными свойствами глины, перемешанной с соломой, были ее твердость, водостойкость и прочность. Строя дома из такой смеси, можно было не бояться холода, дождя и жары, т.к. это был идеальный материал для дома. И древние строители не преминули этим воспользоваться.
Высушенный на солнце
Предшественником кирпича считался глиняный сырец. Давным-давно люди собирали на берегах рек смесь грязи, соломы и глины, сбитую в комки и высушенную на солнце. Эти комки использовали для возведения жилья. Это и был первый кирпич – примитивный, не слишком качественный, но способный защитить человека от плохой погоды. Строения из такой смеси возводили еще на заре цивилизации – ученые свидетельствуют, что нечто подобное применялось во времена около 24 тысяч лет до нашей эры. Остатки строения из сырцового кирпича были найдены в Словакии на стоянке времен палеолита.
Однако чаще всего подобный материал использовали в тех местах, где не имелось дерева или камня, -например, в Междуречье, где не было ни гор, ни лесов. В городах-государствах между Тигром и Евфратом из такого кирпича выкладывали арки, своды и другие сложные конструкции.
Ручная формовка глины в кирпич-сырец производилась в специальных формах, или «тисках». Приготовленный валик сминали в ком, делали из него подобие кирпича и с силой вбрасывали в форму. Затем надавливали любым способом, следя за тем, чтобы глина заполнила собой весь объем формы, особенно по углам. Не рекомендовалось добавлять глину в уже заполненную форму – эти куски плохо приставали друг к другу, и кирпич получался слоистым. После этого ножом или ровной дощечкой снимали излишек глины вровень с краями формы. Затем аккуратно извлекали сырец и клали плашмя на сушильную площадку или в специальный сушильный сарай. Кстати, таким же образом делают кирпич некоторые африканские племена и по сей день.
Постепенно сырцовый кирпич был вытеснен керамическим. Причиной тому была низкая водостойкость. Керамический – это первый «рукотворный» кирпич, который не сушили на солнце, а обжигали в печах.
В Египте и Месопотамии кирпич научились обжигать еще за 3 тысячелетия до нашей эры. Ведь керамический кирпич был более надежным и долговечным. По летописям можно узнать, что Вавилон считался одним из красивейших городов, потому что дома в городе были кирпичные. Один из главных городов Месопотамии Ур был окружен кирпичной стеной шириной 27 метров. По свидетельству Геродота, и Вавилонская башня была сделана из кирпича. В его описании этот семиярусный храм был облицован голубым глазурованным кирпичом.
Древневосточные кирпичи по форме были похожи на современные батоны белого хлеба. Из такого кирпича были сложены стены Иерихона. А в Китае, при раскопках погребений династии Восточная Хань (25-220 годы), нашли кирпичи, на которых была нанесена реклама, обещавшая счастливую жизнь и недорогой строительный материал каждому, кто обратится именно к этому мастеру.
Кирпич прочно вошел в жизнь человека, чтобы остаться в ней до сегодняшнего дня.
Плинфа большая и маленькая
Самой распространенной формой древнейшего кирпича был квадрат со сторонами 30-60 сантиметров и толщиной 3-9 сантиметров. Такие кирпичи использовались в Древней Греции, Византии, и назывались они «плинфа», что в переводе с греческого означает «кирпич» или «плита». Плинфу делали в специальных деревянных формах, она сушилась 10-14 дней, затем ее обжигали в печи.
На многих из них ставили клейма, которые считаются клеймами изготовителя. При возведении зданий из плинфы имелись свои особенности – так, строители применяли толстый слой раствора, зачастую равный по толщине самой плинфе, из-за чего стена храма становилась «полосатой». Иногда через несколько рядов плинф укладывали ряд природного камня. Считается, что использование плинфы помогало повысить сейсмоустойчивость зданий.
Больших успехов в изготовлении кирпича достигли римляне. Уже в I веке они начали строить из обожженного кирпича стены, крепости, дома. Римские подземные хранилища воды тоже делались из кирпича, кирпичи использовались в арках и облицовке римских акведуков. Два примера римских кирпичных строений – это Геркуланские ворота в Помпеях и Термы Каракаллы в Риме.
В период Римской империи римляне распространили искусство изготовления кирпичей по всей Европе. В Великобритании кирпичное строительство было прервано с окончанием римского владычества в 410 году. Европа стала использовать камень, а в Византии и на юге Италии использовали плинфу.
Таким образом, плинфа из Византии попала на Русь. Хотя ее использовали не слишком долго – где-то пару веков. Уже к XII веку она применялась только для возведения второстепенных построек, а основные – соборы, церкви и княжеские палаты – возводились из белого камня.
Но в XV веке на Руси появился кирпич, напоминающий современный. Его привезли из Италии мастера, приглашенные для возведения Московского Кремля. Они первыми открыли секрет его изготовления и распространили по всей Европе.
Петровская кладка
Строительство Кремля – главной российской оборонительной цитадели – потребовало новых технологий и множества рабочих рук.
Итальянцы, прибывшие по приглашению русского царя, привезли с собой и секрет изготовления кирпича. Вначале его производство было налажено при монастырях, но уже в 1475 году в Москве построили первый кирпичный завод. Из кирпича этого завода возвели стены Московского Кремля, Нижегородского кремля, кремля в Туле. Кирпич применялся в строительстве храмов, в том числе и Новодевичьего монастыря в Московской области. Первые российские кирпичи имели размеры 40×40 сантиметров при толщине 2,5-4 сантиметра.
В XV веке кирпич приобрел размеры, близкие к современным, – «аристотелев кирпич» (289x189x67 миллиметров). «Государев кирпич» был первым российским кирпичом, предусматривающим перевязку швов. Но как бы форма и размеры кирпича ни изменялись, он всегда оставался таким, чтобы с ним было удобно работать каменщику.
Настоящий кирпичный бум в России начался со вступлением на престол Петра I. Петр хотел, чтобы столица его империи была первой во всем, поэтому требования к кирпичу были крайне высокими. Чтобы проверить его качество, партию кирпича сбрасывали с телеги прямо на землю. Материал признавался качественным, если при этом разбивалось не более 3 штук. А так как все производители кирпича были обязаны ставить на нем свои клейма, то выявить бракодела труда не составляло. Может быть, поэтому здания, возведенные в Санкт-Петербуге при Петре I, стоят до сих пор, тогда как многие из тех, что возвели в более позднее время, уже рухнули.
В 1885 году у кирпича началась новая жизнь – были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны и вальцы, глиномялки.
В наше время более 80% всего кирпича производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы с производительностью свыше 200 миллионов штук в год.
На сегодняшний день производится множество разновидностей кирпича в зависимости от технологии его изготовления и использования материала: огнеупорный, силикатный, шамотный, клинкерный, свинцовый и множество других.
Однако все это разнообразие имеет одинаковые размеры, обусловленные ГОСТом, принятым еще в 1927 году: 250x120x65 миллиметров. Невзирая на большие успехи науки в изобретении новых материалов, кирпич до сих пор является основным строительным материалом, и его «лидерству» пока ничто не угрожает.
Впрочем, ученые регулярно обещают, что кирпич скоро станет анахронизмом. Как говорится, поживем – увидим.

История кирпича и развитие его производства
Кирпич является одним из старейших строительных материалов и его применение восходит к глубокой древности. На это указывают постройки, относящиеся к III-II тысячелетию до н.э. Ученым на сегодняшний день не удалось точно найти место первой постройки из кирпича, однако удалось установить, что впервые такие строения стали возводится в Месопотамии, территории, находящейся в междуречье Тигра и Евфрата. И это отнюдь не случайно. Причина – обилие воды, глины и соломы в этом регионе. Именно благодаря этим компонентам местные жители могли быстро воздвигать свои жилища. Технология строительства была проста — строения возводили из соломы, которую затем обмазывали глиной. Под влиянием палящего солнца такие конструкции быстро высыхали, становились твердыми и не пропускали влагу. Эти отличительные свойства глиняных конструкций быстро заметили люди и со временем решили усовершенствовать технологию строительства, чтобы облегчить свой труд. Постройки стали возводится из штучного материала – отформованного бруска, изготовленного из клейкой глины и резаной соломы, которую добавляли для прочности и крепости. Изготовленные таким способом кирпичи под горячими солнечными лучами быстро высыхали и становились твердыми как камень. Постепенно искусственно-созданный глиняный кирпич стал вытеснять из применения натуральный каменный материал. Однако это была еще эра необожженного кирпича или кирпича-сырца.
Впервые техника обжига кирпича в печи была освоена в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют изображения, сохранившиеся со времен фараонов, на которых запечатлены этапы строительства храмов и домов, в том числе и этап производства кирпича. К примеру, городские стены Иерихона выложены кирпичом, имеющим форму, схожую с современными батонами белого хлеба.
Из Древнего Египта и Междуречья, где обжиг кирпича применялся уже в III-II тысячелетии до нашей эры, технология производства керамического кирпича стала проникать и в другие уголки нашей планеты.
Наибольших успехов в развитии производства кирпича, а также возведения зданий и сооружений из него добились древние римляне и греки. Именно в Древней Греции началось производство плоских обожженных кирпичей, которые назывались плинфами (от греческого слова «plinthos» – «кирпич»). Плинфы – кирпичи с размерами 50х50х4,5 см в Древнем Риме и 30х35х2,5 см в Византии. Производство таких кирпичей велось в деревянных формах. После формовки плинфа сушилась на протяжении 10-14 дней, а затем подвергалась обжигу в печах.
Однако около I тысячелетия до нашей эры техника обжига кирпича была забыта из-за трудоемкости и дороговизны производства. Вплоть до IV века массовое строительство сооружений, предназначенных для бедных и средних слоев населения, осуществлялось с помощью кирпича, высушенного под солнечными лучами. Постройки богатых заказчиков возводились из мрамора. Новым толчком к возобновлению массового производства обожженного кирпича стала необходимость быстрого возведения крупных стратегически важных сооружений, например, таких как мосты и крепости, на вновь завоеванных территориях Римской империи.
С началом упадка Римской империи массовое изготовление кирпича на европейском континенте практически остановилось. Возрождение производства кирпича произошло лишь в XI-XII веках по причине стремительного роста и строительства городов (большей частью за счет строительства небольших, всего в 2-3 этажа, жилых домов с торговыми рядами и мастерскими внизу). В эту эпоху появилась фигурная кладка, началось использование кирпича с фигурной поверхностью, покрытого блестящей и прочной глазурью. В XII — XVI веках на территории современной Германии зародился новый стиль в архитектуре – готика. Сооружения готического стиля, как правило, возводились из обожженного керамического кирпича.
Кирпич в России
В IV-V столетии в Россию из Византии пришла методика производства глиняного кирпича. Произошло это вследствие крещения Руси в 988 году, так как вместе со священнослужителями из Византии прибыли и строители, привезшие технологию производства кирпичей. Плинфа в те времена являлась главным материалом для строительства храмов, крепостей, теремов и печей. Стоит отметить, что первые мастерские по производству кирпича возникали при монастырях. Однако продукция таких производств практически полностью уходила на нужды самого монастыря.
К XV веку плинфу постепенно начал вытеснять кирпич, близкий по форме и размерам современному – то есть в форме бруска. Как раз на этот период времени и приходится начало расцвета «кирпичного дела» в России. А конкретно все началось со строительства фабрики по производству обожженного кирпича в Москве. Фабрика имела обжиговую печь и по замыслу должна была удовлетворять потребность в кирпиче грандиозную стройку того времени – московский Кремль. В честь итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, запроектировавшего Кремль, такой кирпич прозвали «Аристотелев кирпич». Из такого «глиняного камня», имевшего

Станьте первым!