- Кирпичный карниз в качестве декоративного фасадного элемента
- Кирпичный карниз дома напротив
- Архитектурная кладка карнизов с напуском кирпичей. Наружная отделка углов дома фигурной кладкой. Архитектурная кладка облицовки наличников окон и углов фасада дома.
- Особенности производства кирпичной кладки карнизов арок и сводов
- Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Кирпичный карниз в качестве декоративного фасадного элемента
Архитекторы постоянно старались оформить строящиеся ими строения, применяя очень разные детали и элементы декора. Один из подобных — кирпичный карниз, он собой представляет выступающие добавочные ряды кладки. Такого рода декоративная деталь дает возможность осложнить кладку, выполнить ее более симпатичной, индивидуальной. А применение очень разных приемов и стилей предоставляет возможность дать всему архитектурному комплексу завершонность и выразительность.
Карниз — довольно существенная и популярная архитектурная деталь, имеет огромное количество разновидностей. В специфики великолепно выглядят карнизы из кирпича.
Часто такие карнизы выполняют не только около плоскости кровли, но и для разделения этажей, индивидуальных зодческих компонентов всего строения, для выдиления арок и оконных, проемов дверей. Сейчас используются очень и очень разные вариации кладки из кирпича, какие дают возможность целиком изменить строение.
Для каких зодческих компонентов используется кладка из кирпича?
Пример карнизов с напуском кирпичей.Напуск — это фрагмент кладки, когда ее следующий ряд кладут с выступом на лицевую поверхность.
Сперва рассмотрим, где и для чего применима кладка из кирпича при сооружения здания. пояски и Сами карнизы, как мы уже говорили выше, применяются для выдиления и подчеркивания конкретной части дома. Они выступают вперед над уже положенными рядами, выполняя обычный или интересный узор. В отличии от них пилястры являются частью всей кладки стены, другими словами отвесный выступ с прямоугольным сечением. Такой архитектурный компонент делит поверхность стены, он считается главный геометрической осью композиции.
Сандрик — это разновидность маленького карниза, обыкновенный выступ над оконным или проемом дверей. Функция данного компонента не только декоративная, но и удобная — он отводит раставшую и дождевую воду от проема. С точки зрения эстетики сандрик выделяет горизонтальное членение для фасада строения. Деталь эта может быть криволинейной, треугольной или прямоугольной строгой (подчиняется от единого стиля и домашнего дизайна).
Кирпичные русты собой представляют горизонтально размещенные борозды с глубиной до 30-60 мм, их располагают каждые 4-8 рядов.
Варианты кирпичных карнизов. Совокупный карнизный вынесение не обязан быть больше стенной толщи. Каждый напуск обязан не выступать более чем на треть кирпичной длины.
Элемент такого рода используется для раздиления фасада строения на пояса, чтоб дать плоскости большую рельефность.
Контрфорсы — отвесные выступы или ребра, какие работают для усиления несущей главный системе. Выполняют их с наружной стороны дома, они придают стене большую декоративность. Контрфорсы принимают на себя горизонтальное усиление, давление грунтов на стены, распор от сводов, какие перекрывают здание. В большинстве случаев элемент такого рода используется только при домо строительстве в конкретном стиле: готическом или романском, где он прекрасно вписывается в всю картину.
Эркеры являются частью стены из кирпича, какая выступает из всей поверхности фасада. Они имеют высоту в один или несколько этажей, быть разной формы, опираться на свой фундамент или консоли. Используются в виде декора и простые полуколонны, обрамления для проемов, подоконные ниши и очень многое другое.
Отличительные характеристики применения кладки из кирпича в фасадном декоре
При сооружения здания, когда предполагается применение аналогичных кирпичных компонентов, нужно соблюдать определенные правила и требования, которые предъявляют к кладке:
Схема карнизной кладки: 1 —из мауэрлата, 2 —из толя, 3 — кобылки из дощечек, 4 — кирпич, кладущийся внапуск.
- Все аналогичные элементы архитектуры ложаться сразу с построением стен. Другими словами невозможно сперва выстроить стены, а после уже приступать к кладке карнизов или других деталей.
- Все детали при укладывании должны выступать в виде кронштейнов, иметь ступенчатый профиль. Чтоб это обеспечить, нужно внешний кирпич ставить на ребро или ложить плашмя. Потом свободное место между индивидуальными кронштейнами стоит наполнить простым или профильным кирпичом, художественными вставками.
- Для сильно выступающих карнизов строения используют только целостные кирпичи не зависимо от того, какая конструкция перевязки применяется. Для одного ряда величина напуска обязана быть меньше, чем одна треть длины целого кирпича в ряду, размер общего вынесения для неармированного карниза обязан составить до половины толщины кирпича. Если карниз имеет вынесение больший, чем половинка толщины кирпича, то кладку нужно укреплять, для раствора применять бетон с маркой не меньше, чем М25, или применять специализированные железобетонные сборные детали.
- Если элементы архитектуры будут свешивающимися, то лучше применять кирпич полнотелый.
- Для устройства больших карнизов, откосов оконных, проемов дверей дополнительно используются бетонные детали, помимо классической кладки.
- Если карнизы имеют вынесение больший, чем половинка толщины всей стенки, то дополнительно понадобится крепить всю систему с помощью анкерных болтов, какие заранее заделываются в кладку строения.
Армировка карнизов из кирпича
Конструктивные детали кладки из кирпича: 1 – тычковый ряд, 2 – ложковый ряд, 3 – внешняя верста, 4 – внутренняя верста, 5 – забутовочный ряд,
6 – горизонтальный шов, 7 – отвесный продольный шов, 8 – отвесный поперечный шов.
Как вы уже увидели, в конкретных ситуациях требуется армировка кирпичных карнизов. Это дает возможность дать кладке надёжность и большую прочность, принимать и держать большие нагрузки, не разрушаясь. Усиление создается согласно таким условиям и правилам:
- Толщина швов аналогичной кладки обязана быть больше на 4 мм, чем сумма диаметров для положенной арматуры (при конкретном соблюдении усредненной толщины шва кладки).
- При исполнении поперечного усиления из сеточки, как минимум несколько стержней должно выступать на 2-3 мм на внутреннюю часть простенка или на две стороны. Это прибавит требуемую крепость и прочность всему карнизу.
- Для армировки карнизов используемые стержни должны иметь диаметр, который не менее 2,5 мм и меньше 8 мм. Если применяется проволока с диаметров больше 5 мм, то подходит в виде добавочного усиления армировочная сеточка типа «зигзаг».
- Если применяется продольное усиление, то все металлические стержни меж собой соединяют с помощью аппарата для сварки. Если соединения выполняют внахлест без сварки, то на концах стрежней обязаны быть специализированные крюки для фиксирования, все некоторые детали дополнительно связываются меж собой проволокой.
Для строения карнизов строения используются самые разные варианты кладки из кирпича. Это обыкновенный способ с воздушными прослойками на стену выстроенную из кирпича, укладка с внутренним утеплением из тычковых кирпичей, какие размещаются как в шахматах на одном уровне. Интересен и способ устройства с в горизонтальном положении диафрагмами из простого цементно-песочного раствора. Непременно присутствие чередования тычковых и ложковых кирпичей, чтоб вся связка была по максимуму крепкой и надежной.
Сейчас большущее распространение обрели цепная, российская укладка, многорядные, двухрядные ложковые конструкции с чередованием тычковых кирпичей. Все это дает возможность создать прекрасный узор, а сам карниз выходит крепким, хорошим, он успешно удержит бесчисленные влияния.
Карнизы из кирпича — это особенный архитектурный компонент, который может исполнять не только декоративную, но и полезную роль. Подобные детали дают возможность обезопасить оконные, проемы дверей от дождевой воды, фасады строения от отрицательного влияния осадков. Также, карнизные детали дают возможность увеличить несущие стенки в конкретных местах, правильно разделить нагрузки.
Кирпичный карниз дома напротив
За оконное солнце не грело, а только высветило на фоне облупленной стены дома стоящего через улицу как не чисто оконное стекло, через которое я смотрю вот уже который год на маленький не знакомый мне мир.
Чувствую затылком, что сзади подходит моя соседка по обеденному столу. Я знаю ее по запаху исходящему от ее подмышек.
Предвижу уже ставший ритуалом вопрос:
– Чем занимаешься?
– Да вот смотрю. Смотри, как крошится кирпич по карнизу дома напротив?
– А зачем тебе это надо? – Спросив меня, она еще ближе придвинулась ко мне. Ее глаза, не мигающим взглядом, смотрят на меня. Она носит очки с очень большими увеличивающими линзами.
– Мне, наверное, не надо. Просто я так думаю, что вот так и все остальное рассыпается за этим окном. – Ответил ей я и снова принялся разглядывать ветхие кирпичные ряды карниза здания напротив.
– Не смотри на этот дом, он тебе не нужен. Смотри на небо отсюда его даже можно увидеть.
– Небо? Так оно крошечное, оно пустое, а стена заполнена окнами, стена покрыта трещинами. Иногда окна открываются, и я вижу людей. Представляешь они такие разные. Они на нас с тобой не похожи. Они смеются.
Она смотрела на меня и молчала. Мы часто вот так вдруг замолкали на половине нашего разговора.
По коридору с ведром и тряпкой в нем прошла мимо нас мед. сестра Мария Спиридоновна Немятная.
– Скоро обед, голуби мои. Не опоздайте. – Обращаясь к нам, произнесла Мария Спиридоновна и шаркающей походкой удалилась и растворилась в конце коридора.
– Тебе ни куда не надо? – Спросила меня моя соседка по обеденному столу.
– Нет, в туалет я не хочу.
– Давай я тебя покатаю по коридору?
– Давай. – Согласился я.
Настенные часы пробили три часа дня. До новогоднего стола еще оставалось минимум как восемь часов ожидания.
“Тарелка разбилась!” – Подумала Аглая Петровна, очнувшись от забытья. Заслышав сначала глухой удар, а затем и звон разбитого стекла донесшегося с кухни.
– Даша, деточка, сходи на кухню посмотри, что там разбилось – Прокричала Аглая Петровна своей полу глухой внучке прямо в ее ухо. Даша, топая, побежала на кухню.
– Баба, баба это банка с помидорами разбилась и из нее вся вода утекла под холодильник. Помидоры целые остались – Громко и весело тараторила Даша, вернувшись к постели своей дряхлой бабушки.
“Этого еще мне только не хватало. Не видать теперь помидоров на Новогоднем столе” – Горестно подумала Аглая Петровна. И затем снова заорала в сторону Дашеньки.
– Дашенька, собери помидоры в миску и принеси их сюда. – Даша тяжело топая проворно понеслась на кухню. Минут через пять вернулась. В руках у нее была большая мятая по дну и краям алюминиевая миска с помидорами. Помидоры были большими, блестели и радовали глаз.
Но Аглая Петровна не радовалась.
Дашенька по удобней уселась на кровать к бабушке и вместе с ней принялась есть с аппетитом маринованные помидоры.
Помидоры были на редкость вкусные. С подбородков Дашеньки и Аглаи Петровны, поедаемые ими помидоры, капали на простыню и пододеяльник.
Съев последний помидор, Дашенька почувствовала, что хочет кушать. Оставив миску на постели у бабушки, Дашенька ринулась на кухню к холодильнику за куском вареной колбасы.
Архитектурная кладка карнизов с напуском кирпичей. Наружная отделка углов дома фигурной кладкой. Архитектурная кладка облицовки наличников окон и углов фасада дома.
Конструкции из керамических камней должны соответствовать требованиям СНиП II-22-81(1995) “Каменные и армокаменные конструкции”, СНиП 2.03.01-84, СНиП III-17-78 “Каменные конструкции”, а также СНиП 23-02-2003 “Тепловая защита зданий”.
При выполнении кладочных работ руководствуются СНиП III-B.4 “Техника безопасности в строительстве”.
1. Архитектурная кладка карнизов с напуском кирпичей.
Архитектурные детали фасадных частей дома служат одним из главных элементов декоративного оформления дома в целом, могут быть выполнены из керамического облицовочного кирпича или природных камней и иметь самые разнообразные конфигурации.
Использование профильного кирпича (имеющего выпуклую или вогнутую грань тычка или ложка) расширяет возможности лицевой архитектурной кладки.
Так устраивают полосы (фризы) в верхней части стены, отдельные вставки и глухие участки торцов дома.
Кладку архитектурных элементов из кирпича или камней выполняют одновременно с возведением наружных и внутренних стен дома.
К элементам, выполняемым из кирпича или керамических камней, относят: карнизы, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проёмов криволинейного очертания.
Кладку таких частей дома ведут в строго соблюдаемой последовательности.
Технология устройства архитектурных деталей (карнизы, пилястры, пояски, сандрики, русты, контрфорсы, полуколонны, эркеры, обрамления проёмов криволинейного очертания) заключается в постепенном напуске тычковых рядов по наружной версте кладки.
Перед началом выкладывания карнизов и поясков размечают положение архитектурного элемента. Затем устанавливают причалки и раскладывают на стене первого ряда кирпич требуемого профиля.
ПРИМЕЧАНИЕ: Ряды кладки архитектурного элемента выполняют тычками из целых кирпичей. При этом свес каждого ряда кладки допускается не более чем на 1/3 длины кирпича, а общий вынос неармированного кирпича – не более 0,5 толщины стены.
ПРИМЕЧАНИЕ: Карнизы с общим выносом более 0,5 толщины стены следует устраивать из армированной кирпичной кладки на растворе марки не ниже М-25 из сборных элементов, анкеруемых в кладке.
Кладку карнизов, закреплённых анкерами, можно выполнять только после того, как раствор кладки, в который заделаны анкеры, достигнет проектной прочности.
В необходимых случаях до достижения раствором этой прочности устраивают временные крепления.
2. Наружная отделка углов дома фигурной кладкой.
Архитектурную выразительность торцов кирпичных зданий достигают использованием декоративно-рельефной кладки. При этом организация труда и приёмы работ такие же, как при выполнении кладки из обыкновенного кирпича.
Наружную отделку углов дома можно выполнить с последовательным выступом третьего кирпича от угла и скосом угла стены.
Для крепления фигурной кладки угла в неё закладываются арматурные стержни на всю высоту угла стены.
Облицовка оконных (дверных) наличников выполняется из стеновых камней горных пород (ГОСТ-4001) и керамических лицевых кирпичей правильной формы (ГОСТ-379 и ГОСТ-530).
Для лицевой кладки наружных стен применяют природные камни 1-го сорта:
- с ребром куба 200 мм – марки М-25,
- с ребром куба 150 мм – марки М-100
- или с ребром куба 100 мм – марки М-200.
Для лицевой кладки наружных стен применяют облицовочный кирпич (по прочности) марки: М-75, М-100, М-125, М-175, М-200, М-250 и М-300.
Естественно чем выше марка кирпича, тем он прочней и меньше отходов при работе с ним. Но тем не менее и разбить его на нужные части труднее. Так что выбор за Вами.
Кладку лицевых поверхностей оконных наличников и прочих проёмов целесообразно выполнять с некоторым опережением по отношению ко всей части стены.
Отделку желательно выполнять с выступом отделочных кирпичных обрамлений на 1/2 кирпича и 1/3 кирпича, такая отделка выглядит эффектней.
3. Архитектурная кладка облицовки наличников окон и углов фасада.
1. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,8 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
2. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,8 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
3. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,5 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
4. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,5 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
5. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,5 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
6. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,0 м выполняется из керамического лицевого кирпича размером 250х120х88 мм.
7. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,0 м выполняется из известняка (пиленого бутового камня) размером 390х198х188 мм.
8. Кладка облицовки наличника для окна высотой 1,5 м и шириной 1,0 м выполняется по сетке из массива горной породы (камня грубой тески с выступами до 20 мм).
Для 8-го варианта отделки фасада конструкция облицовки должна исключать возможность проникновения влаги через стыки облицовочных деталей. Отдельные неровности, а также общие отклонения от вертикали более 15 мм выправляют, применяя цементный раствор.
Толщина горизонтальных и вертикальных швов должна составлять 10-12 мм.
ВНИМАНИЕ! При производстве работ сначала устанавливают угловые и маячные плиты, затем по причалке – основные плиты облицовки. Облицовка наличников из массива горной породы выполняется по металлической сетке. Для её крепления используют крюки или костыли, заделываемые в гнёзда или закрепленные за стальные стержни или анкеры, закладываемые в кирпичную кладку на глубину не менее 80 мм.
Между сеткой и облицовываемой конструкцией должен быть оставлен зазор не более 15-20 мм.
Все стальные элементы крепления покрывают антикоррозийным составом или цементным раствором с примесью волокнистых веществ (очесов, асбеста). Обволакивание раствором сетки должно быть полным.
Облицовываемые конструкции должны быть устойчивыми и жесткими. Для крепления деталей облицовки применяют цементно-песчаный раствор, приготовленный на крупнозернистом промытом песке и портландцементе марки не ниже М-300.
Цементно-песчаный раствор в зависимости от марки цемента может иметь состав от 1:4 до 1:6 (в объёмных долях).
Материал, применяемый для облицовки, сортируют по типу, размеру и цвету. Перед установкой на место камни с тыльной стороны смачивают водой с помощью кисти. Толщина прослойки на растворе между облицовкой и поверхностью должна быть не более 15 мм и не менее 7 мм.
Более подробно об облицовке фасадов смотрите здесь.
Во время работы каменщику, выполняющему рисунок из кирпича, необходимо постоянно следить за толщиной швов, правильностью перевязки рядов, точностью изображения, качеством и цветом укладываемых кирпичей или природных камней.
Кирпичную кладку карнизов, имеющих вынос более 300 мм, выполняют с наружных лесов. При использовании выпускных лесов расстояние между карнизом и ограждением лесов должно быть не менее 600 мм.
Запас облицовочных изделий и кирпича должен соответствовать 2х-, 4-х часовой потребности, а раствора – часовой потребности.
ВНИМАНИЕ! Раствор должен быть употреблён в дело до начала схватывания. Размолаживание схватившегося раствора ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Особенности производства кирпичной кладки карнизов арок и сводов
Кладка внутренних и наружных стен в местах их взаимных примыканий и пересечений обычно производится одновременно с соблюдением нормальной перевязки швов. Но иногда бывает необходимо оставить разрыв между указанными стенами. В таких случаях примыкание внутренней стены к наружной осуществляется при помощи штрабы. Во внутренней стене штрабу делают наклонной (убежной), в наружной – вертикальной, которая может быть многорядной или однорядной.
Армированная кирпичная кладка должна выполняться с соблюдением следующих дополнительных требований: толщина швов, в которых расположена арматура, должна превышать диаметр арматуры не менее чем на 4 мм, при поперечном сетчатом армировании столбов и простенков концы отдельных стержней в каждой сетке необходимо выпускать на 2-3 мм из горизонтальных швов кладки на одну из внутренних поверхностей (выложенной конструкции) для проверки правильности укладки арматуры, диаметр проволоки сеток для поперечного армирования кладки допускается не менее 3 и не более 8 мм, применение отдельных стержней вместо связанных или сварных сеток не допускается.
ладка клинчатых и арочных перемычек из обыкновенного кирпича должна выполняться с клинообразными швами толщиной не менее 5 мм внизу и не более 25 мм вверху и вестись с двух сторон в направлении от пят к середине перемычки. Арки и своды выкладывают из клиновидного камня или из кирпича (тесаный или лекальный кирпич), а также из обыкновенного целого кирпича с клинообразными радиальными швами. Кладка арок ведется по опалубке соответствующей формы. На опалубке делают разметку с таким расчетом, чтобы между опорами арки можно было уложить нечетное число кирпичей при надлежащей толщине швов. Кладку ведут одновременно с двух сторон – от пяты к замку. В вершине (замке) ее плотно заклинивают центральными кирпичами на растворе. Кладка арок ведется с тщательной перевязкой швов. Радиальные швы проходят через всю толщину арки. Кладка сводов ведется по опалубке верхняя поверхность, которой по своим очертаниям должна соответствовать нижней поверхности свода. Опалубка опирается на временные стойки, но в некоторых случаях она может опираться на выступы стен, служащих опорами сводов. Как и при кладке арок, по опалубке делают разметку с таким расчетом, чтобы число рядов кирпича было нечетным. Кладка сводов производится одновременно и равномерно с двух сторон от пят к вершине с тщательной перевязкой швов. Расположение радиальных швов контролируется шаблоном-угольником или шнуром. Заканчивается кладка заклиниванием свода замковыми кирпичами. Кладка сводов обычно ведется звеном из четырех каменщиков.
При устройстве неармированных карнизов напуском рядов кладки общий вынос карниза не должен превышать половины толщины стены. Кладка рядовых перемычек должна производиться из отборного целого кирпича на растворе не ниже М 25. Под нижним ряд кирпича рядовой перемычки в слой раствора укладывается стальная арматура по расчету. Стержни должны быть заделаны концами в простенки не менее чем на 0,25 м и заканчиваться крюками. Тонкостенные своды имеют малый вес (кирпичный свод толщиной в 1/4 кирпича весит 120—140 кг/м2) вследствие малой толщины сводов. Эти конструкции легко возводятся благодаря применению подвижной опалубки и быстрым срокам распалубки сводов. Тонкостенные своды бывают двух типов: двоякой кривизны (толщиной в 1/4 или 1/2 кирпича), в основном предназначенные для покрытий промышленных зданий и складов при пролетах до 24 м, своды малых пролетов – тонкостенные сомкнуто-вспарушенные своды и пологие сферические (толщиной в 1/4 кирпича), перекрывающие помещения для перекрытий площадью в в 36 м2. Тонкостенные своды возводятся также из бетонных и естественных камней правильной формы.
Тонкостенные своды малых пролетов могут возводиться без опалубки по передвижным шаблонам, в этом случае применяются быстро схватывающиеся растворы (гипс). При наличии в здании достаточного количества помещений одинакового размера целесообразно применение сборно-разборной сплошной опалубки.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.,
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой, перила из фигурных столбиков.
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин, у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты, коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня, «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны, в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений, позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изобраения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Станьте первым!